На 3 июля были запланированы первые полеты южно-сахалинского аэроклуба ДОСААФ. Они не состоялись из-за погоды
- над аэродромом в Старорусском низкий туман, а летать на спортивных самолетах можно при видимости не менее 5
км. Но домой все равно никто не поехал: на месте много работы. Самолеты "будят" после "зимней спячки", готовят
оборудование системы управления полетами, красят новые щиты для взлетно-посадочной полосы.
Полеты отложили до того момента, пока не прояснится небо, а между тем уже совсем скоро аэродром, откуда
когда-то взлетали еще японские самолеты, может стать заброшенным пустырем. Южно-сахалинский аэроклуб никто
не финансирует, несмотря на то, что он относится не просто к всероссийской организации ДОСААФ, а входит в
Государственную авиацию России.
О необходимости развивать ДОСААФ, воспитывать на ее базе
патриотов неоднократно заявлял президент. И подчиненные, соглашаясь, кивали головами, вторя президенту:
"Надо". Но, как это часто бывает, словом "надо" и ограничились. РОСТО (ДОСААФ) переименовали в ДОСААФ, а денег на
развитие дать забыли. Серьезные трудности испытывает как Сахалинский областной совет организации, так и
аэроклуб, где сегодня остались только энтузиасты, работающие в нескольких местах для того, чтобы кормить
семьи и каким-то образом поддерживать то хозяйство, которое осталось. А это, самое главное, - несколько
самолетов, из которых летать могут только 5 (три Як-52 и два АН-2, остальным требуется ремонт), и один вертолет.
Как рассказал ИА Sakh.com замначальника клуба по летной работе Андрей Александров, в 1988 году, когда
был создан южно-сахалинский аэроклуб, в нем работали 60 человек, сейчас - 11. И это включая тех, кто не в штате и
кто находится в долгосрочном неоплачиваемом отпуске. Те, кто остался, полгода не получают зарплату. Включен
режим выживания.
Сезон открывают на собственные средства и на средства тех, кого хотят научить
летать на маленьких самолетах. Зимой теоретическую предполетную подготовку прошли 6 спортсменов. Готовят их
Андрей Александров и начальник аэроклуба Григорий Газарянц. По нормам авиации они уже старики. Да и на
Дальнем Востоке, говорит Андрей Александров, осталось отсилы летчиков 10, кто может подготовить себе замену.
Училища закрыты, государство на это внимания не обращает. Хотя, считают в аэроклубе, существовать это дело
может только при государственной поддержке. Александров: "На парашютистах мы зарабатываем? О чем вы? Это мы не
зарабатываем, этого нам хватает самые дырявые штаты поддержать. Да и какая может быть коммерция? Нам, чтобы
здесь взлететь, столько денег нужно заплатить! На сертификаты, комиссии, медкомиссии… Ремонт одного
маленького самолетика обходится почти в один миллион рублей. Ни один клиент не будет все это оплачивать, он
лучше на оленях поедет, чем с нами полетит. И в России везде такая ситуация. В России около 100 аэроклубов и все
они потихоньку закрываются. Где поддерживает государство - там все замечательно. В Новосибирской области, в
Самарской… В Казани в клубе 100 человек в штате. Этот сезон мы, конечно, долетаем. Мы обещали это нашим
спортсменам. А потом придется закрываться".
Проблемы южно-сахалинского аэроклуба местным
властям известны. И губернатор, и депутаты в курсе его бедственного положения. В прошлом году в областной
думе приняли предложения летчиков, заработала бюрократическая машина… Оказалось, что делать с клубом, никто
не знает. Дело признают "хорошим", "нужным", но результата нет. Боюсь спросить - а сколько нужно денег? Ответ
шокирует - 17 миллионов в год. За 17 миллионов в год аэроклуб готов содержать себя, свои самолеты,
проводить обучение новичков и переподготовку специалистов, развивать парашютный спорт, заниматься
патриотической работой, на своей базе организовывать детские лагеря, в том числе с трудными подростками… Но
денег не нашлось. Ни в резервном фонде, ни в бюджете. Но и "нет" членам клуба не говорят: президент ведь сказал
надо, а как не послушать президента.
О нем, кстати, вспомнили и сегодня: на аэродром неожиданно
приехал майор ФСБ. Напомним, глава государства находится в рабочей поездке по Дальнему Востоку, где
рассуждает о его будущем. Сотрудник службы безопасности интересовался у сахалинских летчиков, а не долетит
ли Як-52 до Японии, и настоятельно рекомендовал сегодня полеты не начинать. Впрочем, правды ради,
нужно добавить, что в каком-то федеральном документе средства для южно-сахалинского клуба ДОСААФ все же
предусмотрены. В 2016 году (!) ему должны выделить 19 млн. рублей. И статья расходов уже определена - "на содержание
аэродрома".
Доживет ли аэроклуб до этого светлого дня, уверенности нет даже у тех, кто, не
получая зарплату, каждый день ходит на работу. К тому времени летчики окончательно выйдут на пенсию, а
самолеты развалятся от старости. Их остатки растащат на металлолом, и слово "надо" скажут уже о чем-то другом.
|