Планерист.ру
Казанский аэроклуб

  Рожденный летать - не пить не может.


Разделы сайта


Друзья сайта


Наш опрос
ФПлС РТ - это?
1. ничего не меняет
2. к лучшему
3. будет только хуже
Всего ответов: 9



Приветствую Вас, Гость · RSS 09 Дек 2019, 11:28
Главная » 2007 » Ноябрь » 4 » Статья
Статья
12:01
Планер уходит в небо
Автор публикации: Антон Зайцев

В субботу утром бердский аэродром оживает. У ворот выстраиваются машины, с автобусной остановки спешат люди, с самолетов снимают чехлы, планеры выкатывают на летное поле. По выходным это место встречи тех, кого пленило небо. Как говорят авиаторы: раз познавши полет, без него я прожить не сумею.

У нас не поломка, у нас неисправность!

Передвижная ремонтная мастерская уже давно не на колесах. За окном минус 17, а в маленьком вагончике тепло. Музыкальная радиоволна то и дело перебивается сообщениями руководителя полетов. Молодой парень заполняет журнал - это техник Егор.
Слева от будки разогревает двигатель Ан-2, пыхая пламенем из труб. Справа запускают желтую четырехместную "Вильгу". Первый самолет поднимет в небо смельчаков, решивших совершить прыжок с парашютом. Второй будет обеспечивать полеты планеристов. Но пока погода нелетная - плохая видимость. Да и у "Вильги" какие-то нелады с мотором.

- А что сломалось-то? - спрашиваю я.

- Сломаться могут только оглобли, а у нас обнаружена неисправность, - смеясь поправляет меня Сергей Николаевич, еще один техник, который как раз и готовит самолет к вылету.

Оказалось - нужно заменить свечи.

Как стать пилотом?

Пилота "Вильги" - подтянутого мужчину в костюме из коричневой кожи - зовут Валерий Комиссаров. По будням он топ-менеджер крупной корпорации, а по выходным - летчик.

- Летать хотелось с детства. Никто же в детстве не мечтает стать директором шоколадной фабрики или игрушечного магазина. Все хотят быть космонавтами или летчиками, - рассказывает Валерий Григорьевич. - Но мечта была всегда как бы на заднем плане. А четыре года назад (в 2002 году) на "Сибирской ярмарке" я увидел стенд с дельтапланами. Подошел, разговорился с людьми. Пообещали научить летать.

С тех пор Валерий Григорьевич уже освоил управление несколькими типами воздушных судов. Сначала был маленький двухместный сверхлегкий самолет, затем та самая четырехместная "Вильга" и, наконец, Як-52, который позволяет выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Все начинается, как правило, с ознакомительного полета с инструктором - это доступно любому желающему. Потом уже, если самому хочется стать покорителем неба, то первое, что требуется, - пройти медкомиссию. Для получения летного свидетельства нужно изучить множество теории и налетать 42 часа.

- Первый самостоятельный вылет - это очень волнительно, - вспоминает Валерий Комиссаров. - Но совсем не страшно. Ведь все основано на точном расчете и соблюдении незыблемых правил. При переходе на новый тип самолета изучаешь новые особенности, новый "характер" самолета.

Сегодня Валерий Григорьевич будет поднимать в небо планеры - безмоторные летательные аппараты. К самолету за фал крепят планер, а затем на заданной высоте планер отцепляется и уходит в свободный полет. Тем временем самолет забирает с аэродрома следующий планер. И все повторяется. Взлет и посадка каждые пять минут - кропотливая работа идет практически без остановки.

- Как-то пришлось сделать больше 60 вылетов за день, - рассказывает Валерий Комиссаров.

Пилот забирается в самолет, и я прошу его помахать рукой из кабины.

- Никаких маханий, - снова вмешивается техник Сергей Николаевич. - Это туфта получится. Люди знающие посмотрят и скажут: "Балбесы вы, ничего не понимаете!" Пусть показывает разрешение на старт.

Валерий Григорьевич сжимает левую руку в кулак, поднимая большой палец вверх - значит "добро". После указывает направление выруливания. То же самое делает и Сергей Николаевич. Значит, можно двигаться на летное поле.

Увидела и полетела

В белом небе раскрываются белые купола. Начинающие парашютисты смешно приземляются, падая лицом в снег. А у планеров, готовясь к взлету, пилоты ведут неспешную беседу.

- Девушки охотнее парней прыгают с парашютом и летают на планерах, - сетует седовласый Александр Скворцов, сегодня летящий на месте стажера. - Куда настоящие парни подевались?

Александр много лет был бортинженером, летал на бомбардировщиках. Небо не отпускает до сих пор, потому и пересел на планер. Его инструктор Дмитрий Тимашков, бывший пилот истребителя, говорит, что пока в аэроклубе все же больше мальчиков.

Вторым планером как раз управляет женский экипаж. На месте стажера - третьекурсница НГАУ Ирина Шугаева, ее инструктор - чемпионка мира по планерному спорту, мастер спорта РФ международного класса Марина Калаева.

Ирина попала в планерный спорт после прыжка с парашютом. Увидела планеры, захотелось попробовать.

- Пришла в аэроклуб, говорю: "Хочу на планере летать". Прошла обучение - отправили на аэродром.

Теперь Ирина проводит здесь каждые выходные: "Это уже как правило, если суббота или воскресенье, то меня нет в городе. А то уже и в пятницу".

Девушке предлагали даже стать пилотом вертолета или самолета, но она решила остаться летать на планере.

- Как-то на аэродроме я готовилась к прыжку с парашютом. Вижу: пролетает вертолет и пролетает планер. И я поняла, что вертолет - не для меня. Это что-то грубое, мужское.

Ирина хочет стать профессиональным спортсменом и этим летом планирует выступить на юниорском чемпионате. Правда, по маршруту (на соревнованиях спортсмены должны пролететь по определенному маршруту) еще ни разу не летала. На сегодняшний день самое большое достижение - часовое парение в воздухе.

- Полеты уже прочно вошли в мою жизнь, - говорит Ирина. - Как-то опаздывала на встречу с друзьями из нелетной тусовки, они мне звонят, спрашивают: "Ты где?" И я ляпнула: "Долет 3 минуты". Они ничего не поняли. Мы так говорим диспетчеру, когда возвращаемся на аэродром. Это означает, что через три минуты я появлюсь в зоне видимости.

К взлету готов!

Маленькая желтая "Вильга" делает очередную посадку. Пока фал цепляют к планеру, Валерий Комиссаров приглашает меня сесть в кабину. Я получаю наушники с микрофоном и могу слышать все переговоры. В небе нет имен, есть только номер позывного. У Валерия Григорьевича это 560, у Ирины - 90. Многие даже не знают, как зовут того или иного пилота, но легко узнают друг друга по этим номерам.
Из планера сообщают: "К взлету готов". Пилот запрашивает разрешение у диспетчера. Ответ положительный. Нашему самолету нужно всего несколько десятков метров, чтобы оторваться от земли. За несколько минут "Вильга" поднимается на 300 м над аэродромом.

- Как тебе, красиво? - спрашивает меня по внутренней связи Валерий.

- Еще бы! - только и отвечаю я, когда, наконец, удается разобраться с микрофоном (оказывается, чтобы было слышно, его нужно подносить к самому рту).

В перспективе весь Бердск, Бердский залив, кусочек Обского моря, залески и поля, покрытые снегом.

Комиссаров докладывает: "560-й на кругу, отцепка". Дают разрешение. И тут самолет кидает из стороны в сторону, а сердце уходит вниз. Пилот специально качает крыльями - это еще один сигнал для планериста. Происходит отцепка, и, запросив разрешение на посадку, мы идем на снижение. Сердце снова падает куда-то в живот. Кажется, угол глиссады (угол захода на взлетно-посадочную полосу) таков, что мы вспашем поле пропеллером. Но это только кажется. Самолет мягко касается земли. Остановка. И Валерий Григорьевич аккуратно фиксирует в журнале параметры полета - каждые взлет и посадка обязательно должны быть отмечены.

Столовая аэродрома - место встречи после нелегких полетных подвигов. За соседним столиком говорят, что несколько человек так и не решились выпрыгнуть из самолета. Просто небо - не их стихия.

В полет на метле

Довольно забавно проходит чемпионат мира по планерному спорту среди женщин в германском городке Кликс. В один из дней происходит настоящий шабаш ведьм. Все участницы перевоплощаются в ведьм и бабок-ежек: делают соответствующий макияж, приклеивают бутафорские скрюченные носы, подбирают одежду. Разжигается большой костер. Устраиваются испытания: прочитать молитву на незнакомом языке (например, сначала ее произносит японка, а затем немка должна все повторить) и испить огненной воды. В конце обряда посвящения в настоящие планеристы нужно проскакать на метле несколько кругов вокруг костра.

Планерный спорт

Один из видов авиационного спорта, включающий соревнования на планерах - безмоторных летательных аппаратах. В современную программу входят полеты: скоростные по треугольным маршрутам на 100, 200, 300 и 500 км; в цель с возвращением на старт; с посадкой в конечном пункте маршрута; на т. н. открытую дальность и на дальность с проходом одного или двух поворотных пунктов. Соревнования проводятся на планерах стандартного (размер крыла до 15 м) и открытого (конструкция без ограничений) классов. Первые международные соревнования по планерному спорту проведены в 1925 году.

http://www.studentcity.ru/index.php/article/2504

Просмотров: 2149 | Добавил: TAZDEVIL
Всего комментариев: 1
1 Настенка  
Все так до боли знакомо.... И люди... и столовая.... все-все-все..... А еще.... Бердский аэродром очень родной.... родной по духу... я думаю каждому планеристу.... И все благодаря людям, которые там живут.... да, именно живут.....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РадиоЭфир

Автообновление 30 сек


Календарь новостей
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


Поиск

Планерист.ру - 2007 by napTu3aH
Хостинг от uCoz