Планер уходит в небо Автор публикации: Антон Зайцев В субботу утром бердский аэродром оживает. У ворот выстраиваются машины, с автобусной остановки спешат люди, с самолетов снимают чехлы, планеры выкатывают на летное поле. По выходным это место встречи тех, кого пленило небо. Как говорят авиаторы: раз познавши полет, без него я прожить не сумею. У нас не поломка, у нас неисправность! Передвижная ремонтная мастерская уже давно не на колесах. За окном минус 17, а в маленьком вагончике тепло. Музыкальная радиоволна то и дело перебивается сообщениями руководителя полетов. Молодой парень заполняет журнал - это техник Егор. Слева от будки разогревает двигатель Ан-2, пыхая пламенем из труб. Справа запускают желтую четырехместную "Вильгу". Первый самолет поднимет в небо смельчаков, решивших совершить прыжок с парашютом. Второй будет обеспечивать полеты планеристов. Но пока погода нелетная - плохая видимость. Да и у "Вильги" какие-то нелады с мотором. - А что сломалось-то? - спрашиваю я. - Сломаться могут только оглобли, а у нас обнаружена неисправность, - смеясь поправляет меня Сергей Николаевич, еще один техник, который как раз и готовит самолет к вылету. Оказалось - нужно заменить свечи. Как стать пилотом? Пилота "Вильги" - подтянутого мужчину в костюме из коричневой кожи - зовут Валерий Комиссаров. По будням он топ-менеджер крупной корпорации, а по выходным - летчик. - Летать хотелось с детства. Никто же в детстве не мечтает стать директором шоколадной фабрики или игрушечного магазина. Все хотят быть космонавтами или летчиками, - рассказывает Валерий Григорьевич. - Но мечта была всегда как бы на заднем плане. А четыре года назад (в 2002 году) на "Сибирской ярмарке" я увидел стенд с дельтапланами. Подошел, разговорился с людьми. Пообещали научить летать. С тех пор Валерий Григорьевич уже освоил управление несколькими типами воздушных судов. Сначала был маленький двухместный сверхлегкий самолет, затем та самая четырехместная "Вильга" и, наконец, Як-52, который позволяет выполнять любые фигуры высшего пилотажа. Все начинается, как правило, с ознакомительного полета с инструктором - это доступно любому желающему. Потом уже, если самому хочется стать покорителем неба, то первое, что требуется, - пройти медкомиссию. Для получения летного свидетельства нужно изучить множество теории и налетать 42 часа. - Первый самостоятельный вылет - это очень волнительно, - вспоминает Валерий Комиссаров. - Но совсем не страшно. Ведь все основано на точном расчете и соблюдении незыблемых правил. При переходе на новый тип самолета изучаешь новые особенности, новый "характер" самолета. Сегодня Валерий Григорьевич будет поднимать в небо планеры - безмоторные летательные аппараты. К самолету за фал крепят планер, а затем на заданной высоте планер отцепляется и уходит в свободный полет. Тем временем самолет забирает с аэродрома следующий планер. И все повторяется. Взлет и посадка каждые пять минут - кропотливая работа идет практически без остановки. - Как-то пришлось сделать больше 60 вылетов за день, - рассказывает Валерий Комиссаров. Пилот забирается в самолет, и я прошу его помахать рукой из кабины. - Никаких маханий, - снова вмешивается техник Сергей Николаевич. - Это туфта получится. Люди знающие посмотрят и скажут: "Балбесы вы, ничего не понимаете!" Пусть показывает разрешение на старт. Валерий Григорьевич сжимает левую руку в кулак, поднимая большой палец вверх - значит "добро". После указывает направление выруливания. То же самое делает и Сергей Николаевич. Значит, можно двигаться на летное поле. Увидела и полетела В белом небе раскрываются белые купола. Начинающие парашютисты смешно приземляются, падая лицом в снег. А у планеров, готовясь к взлету, пилоты ведут неспешную беседу. - Девушки охотнее парней прыгают с парашютом и летают на планерах, - сетует седовласый Александр Скворцов, сегодня летящий на месте стажера. - Куда настоящие парни подевались? Александр много лет был бортинженером, летал на бомбардировщиках. Небо не отпускает до сих пор, потому и пересел на планер. Его инструктор Дмитрий Тимашков, бывший пилот истребителя, говорит, что пока в аэроклубе все же больше мальчиков. Вторым планером как раз управляет женский экипаж. На месте стажера - третьекурсница НГАУ Ирина Шугаева, ее инструктор - чемпионка мира по планерному спорту, мастер спорта РФ международного класса Марина Калаева. Ирина попала в планерный спорт после прыжка с парашютом. Увидела планеры, захотелось попробовать. - Пришла в аэроклуб, говорю: "Хочу на планере летать". Прошла обучение - отправили на аэродром. Теперь Ирина проводит здесь каждые выходные: "Это уже как правило, если суббота или воскресенье, то меня нет в городе. А то уже и в пятницу". Девушке предлагали даже стать пилотом вертолета или самолета, но она решила остаться летать на планере. - Как-то на аэродроме я готовилась к прыжку с парашютом. Вижу: пролетает вертолет и пролетает планер. И я поняла, что вертолет - не для меня. Это что-то грубое, мужское. Ирина хочет стать профессиональным спортсменом и этим летом планирует выступить на юниорском чемпионате. Правда, по маршруту (на соревнованиях спортсмены должны пролететь по определенному маршруту) еще ни разу не летала. На сегодняшний день самое большое достижение - часовое парение в воздухе. - Полеты уже прочно вошли в мою жизнь, - говорит Ирина. - Как-то опаздывала на встречу с друзьями из нелетной тусовки, они мне звонят, спрашивают: "Ты где?" И я ляпнула: "Долет 3 минуты". Они ничего не поняли. Мы так говорим диспетчеру, когда возвращаемся на аэродром. Это означает, что через три минуты я появлюсь в зоне видимости. К взлету готов! Маленькая желтая "Вильга" делает очередную посадку. Пока фал цепляют к планеру, Валерий Комиссаров приглашает меня сесть в кабину. Я получаю наушники с микрофоном и могу слышать все переговоры. В небе нет имен, есть только номер позывного. У Валерия Григорьевича это 560, у Ирины - 90. Многие даже не знают, как зовут того или иного пилота, но легко узнают друг друга по этим номерам. Из планера сообщают: "К взлету готов". Пилот запрашивает разрешение у диспетчера. Ответ положительный. Нашему самолету нужно всего несколько десятков метров, чтобы оторваться от земли. За несколько минут "Вильга" поднимается на 300 м над аэродромом. - Как тебе, красиво? - спрашивает меня по внутренней связи Валерий. - Еще бы! - только и отвечаю я, когда, наконец, удается разобраться с микрофоном (оказывается, чтобы было слышно, его нужно подносить к самому рту). В перспективе весь Бердск, Бердский залив, кусочек Обского моря, залески и поля, покрытые снегом. Комиссаров докладывает: "560-й на кругу, отцепка". Дают разрешение. И тут самолет кидает из стороны в сторону, а сердце уходит вниз. Пилот специально качает крыльями - это еще один сигнал для планериста. Происходит отцепка, и, запросив разрешение на посадку, мы идем на снижение. Сердце снова падает куда-то в живот. Кажется, угол глиссады (угол захода на взлетно-посадочную полосу) таков, что мы вспашем поле пропеллером. Но это только кажется. Самолет мягко касается земли. Остановка. И Валерий Григорьевич аккуратно фиксирует в журнале параметры полета - каждые взлет и посадка обязательно должны быть отмечены. Столовая аэродрома - место встречи после нелегких полетных подвигов. За соседним столиком говорят, что несколько человек так и не решились выпрыгнуть из самолета. Просто небо - не их стихия. В полет на метле Довольно забавно проходит чемпионат мира по планерному спорту среди женщин в германском городке Кликс. В один из дней происходит настоящий шабаш ведьм. Все участницы перевоплощаются в ведьм и бабок-ежек: делают соответствующий макияж, приклеивают бутафорские скрюченные носы, подбирают одежду. Разжигается большой костер. Устраиваются испытания: прочитать молитву на незнакомом языке (например, сначала ее произносит японка, а затем немка должна все повторить) и испить огненной воды. В конце обряда посвящения в настоящие планеристы нужно проскакать на метле несколько кругов вокруг костра. Планерный спорт Один из видов авиационного спорта, включающий соревнования на планерах - безмоторных летательных аппаратах. В современную программу входят полеты: скоростные по треугольным маршрутам на 100, 200, 300 и 500 км; в цель с возвращением на старт; с посадкой в конечном пункте маршрута; на т. н. открытую дальность и на дальность с проходом одного или двух поворотных пунктов. Соревнования проводятся на планерах стандартного (размер крыла до 15 м) и открытого (конструкция без ограничений) классов. Первые международные соревнования по планерному спорту проведены в 1925 году. http://www.studentcity.ru/index.php/article/2504
|