Планерист.ру
Казанский аэроклуб

  Девушки в авиации большая необходимость, и красота тут ни при чем…


Статьи
Разделы сайта


Категории каталога
О небе и полете [7]
Наше творчество [2]
Интересные мысли [4]
Что такое планеризм [2]


Друзья сайта


Наш опрос
Ваше впечатление о сайте?
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 27



Приветствую Вас, Гость · RSS 17 Дек 2018, 20:45
Главная » Статьи » Что такое планеризм

История планеризма в Советском Союзе ч.2
Начало здесь

Спортивный планеризм на Украине 50...90-е годы.

На Украине республиканские планерные соревнования впервые состоялись в сентябре 1949 г. (7 участников и 2 планера А-2).

Звание абсолютного Чемпиона СССР среди планеристов впервые официально было разыграно в 1951 году на 17-х Всесоюзных соревнованиях. Из украинских спортсменов абсолютными чемпионами становились: М.Веретенников; Н.Кислицина; В.Гончаренко (дважды); Е.Руденский (трижды); Ю.Амочкин; В.Панафутин (дважды); В.Шевченко (трижды); М.Десятов; И.Гапанович; В.Топорова.

Сборная планеристов Украины многократно побеждала в командном зачете на чемпионатах и спартакиадах народов СССР.

Планеристы старшего поколения В.Ефименко, М.Веретенников, В.Гончаренко одними из первых в стране освоили новую тактику скоростных полетов, что позволило им быть ведущими пилотами на протяжении многих лет.

Все они были учениками одного из старейших планеристов Украины, автора нескольких конструкций планеров, боевого летчика-штурмовика Януша Ольгердовича Рудницкого. За выдающийся вклад в развитие авиации он был награжден ФАИ "Почетным Дипломом Поля Тиссандье".

Многие, кто пришел в планеризм последние 35 лет, зачитывались книгами Виктора Гончаренко. Страстный популяризатор планерного спорта, журналист, солист Киевской государственной филармонии, ветеран боевого планеризма В.Гончаренко был кумиром нескольких поколений юных планеристов.

"Мастер планерного спорта неоднократный чемпион и рекордсмен Советского Союза Виктор Гончаренко человек твердой воли, огромной напористости, влюбленный в планеризм - самый тонкий и острый вид воздушного спорта, - готовый сражаться с каждым, кто мешает его развитию, его расцвету".

О.К.Антонов

По трагическому стечению обстоятельств жизнь Старого Грача (так звали Виктора Гончаренко планеристы всей страны) оборвалась 28 августа 1977 г. именно на горе Узун-Сырт, которую он воспевал в своих многочисленных рассказах о планеризме.

Несколько поколений юных планеристов проходили первую летную подготовку в Юношеской планерной школе Павла Петровича Папуши. За 37 лет более 600 юношей и девушек сделали свои первые шаги в небо. Многие из них впоследствии стали авиационными инженерами, спортсменами-летчиками и планеристами, ушли в большую авиацию.

Прекрасную школу мастерства пилотов-планеристов на Украине создал один из сильнейших пилотов страны 60-80-х годов Евгений Руденский. В 80-е годы чуть ли не половину мужского состава высшей лиги Чемпионатов СССР составляли украинские пилоты. Ими было установлено немало всесоюзных рекордов и завоевано много высших спортивных достижений.

Рекордсменами СССР в послевоенный период стали: В.Ефименко, М.Веретенников, А.Щербак, В.Шумкова, А.Куделина, В.Гончаренко, З.Соловей, Е.Литвинчев, БАнохова, Е.Руденский, Л.Хоменко, Л.Пилипчук, В.Турсунходжаева, С.Руденская, В.Грибанов, В.Топорова, В.Шевченко.

Высшие мировые достижения покорились В.Ефименко, М.Веретенникову, З.Соловей, Е.Литвинчеву.

Наивысших достижений в международных соревнованиях добились: Е.Руденский - серебряный призер в абсолютном первенстве на чемпионате мира 1972 г., В.Топорова, ставшая абсолютной чемпионкой Европы в 1991 г. и И.Гапанович, победивший в отдельных упражнениях на чемпионате мира в США в 1991 г. В.Топорова и И.Гапанович стали заслуженными мастерами спорта. До них этого звания в СССР в послевоенное время были удостоены только С.Анохин, В.Ильченко, В.Ефименко и М.Веретенников, установившие несколько мировых рекордов.

Большую поддержку планеризму в нынешнее столь трудное время оказывает руководство Центрального аэроклуба им.О.К.Антонова. Ежегодно проводятся чемпионаты Украины в нескольких классах планеров. 10.06.93 г. впервые на соревнованиях был разыгран 750 км замкнутый маршрут. Победителем и соответственно рекордсменом стал командир планерного звена Центрального аэроклуба им. О.К.Антонова В.Руснак. За последние годы более 20 украинских пилотов пролетели на соревнованиях "королевские треугольники", т.е. замкнутые маршруты протяженностью более 500 км.

Подобные маршруты ранее разыгрывались и практически все рекорды устанавливались только в местах с уникальными метеорологическими условиями: на западе США, в Австралии, Южной Африке.

В последнее время лидирующие позиции заняли Олег Михайленко и Николай Ковальчук - многократные чемпионы Украины, призеры международных соревнований. В юбилейном году победителями первенства страны стали Н. Ковальчук - открытый класс, Д.Боровик - стандартный класс, среди женщин - В.Топорова.

Современный планер - это сгусток высоких технологий в композиционных материалах и электроники. Цена 1 кг конструкции планера, насыщенного необходимым электронным приборным оборудованием, достигает 500...600 долларов США. Для примера: цена 1 кг современного легкового автомобиля колеблется от 20 до 100 долларов.

За последние 10 лет поступлений новой матчасти нет. На имеющихся морально и физически устаревших планерах на международных соревнованиях успешно конкурировать практически невозможно. В ближайшие годы планерная акробатика может быть включена в программу Олимпийских Игр. Если положение не изменится, то позиции украинского планеризма, имеющего глубокие традиции, могут быть безвозвратно утеряны.
Конструкторская деятельность О.К.Антонова в области планеростроения

Первый планер ("Голуб"), с которым 18-летний О.Антонов принял участие во II Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле, был построен еще в 1924 году. Знакомство с другими конструкторами и пилотами дали огромный толчок и пищу для размышлений.

совместный с П.Цыбиным планер "Стандарт-2" ("Ока-5") впервые строился небольшими сериями в планерной мастерской Леносоавиахима. На VII Всесоюзных планерных состязаниях в 1930 г. рекордный планер "Город Ленина" показал наилучшие летные качества и был охарактеризован как "новое слово советской планерной конструкторской мысли".

В 1930 г. О.Антонов переезжает в Москву и возглавляет Центральное бюро планерных конструкций (ЦБПК), основной задачей которого была разработка и создание учебных планеров для серийного производства.

Первая встреча с Коктебелем навсегда врезалась в сознание и сердце О.Антонова. Шли годы, он был постоянным участником, а позже и одним из руководителей состязаний, проходивших на горе Узун-Сырт. О.Антонов был той живительной силой, тем творческим началом, которое заряжало энергией и энтузиазмом души участников слета.

В 1932 г. О.Антонов становится Главным конструктором планерного завода в Тушино (Москва). В период с 1932 по 1936 год было создано несколько типов учебных планеров серии УС: одноместные - УС-3 и УС-4, двухместные - УС-5 и УС-6. Этих планеров было выпущено около 7 тыс. Дальнейшее совершенствование конструкций учебных планеров привело к созданию тренировочного планера "УПАР" (Учебный паритель) разных моделей ПС-1 и ПС-2, Следующими конструкциями стали планеры серии БС-3, БС-4 и БС-5. Эти планеры предназначались для обучения и тренировки спортсменов на пилотаж, парение и буксировку за самолетом. Всего учебно-тренировочных планеров было выпущено около 700 экз.

Помимо учебно-тренировочных планеров О.Антонов занимается массовым планером упрощенной конструкции. Так появляется серия - РЭ (Роберт Эйдеман) от РЭ1 ... до РЭ6.

Планеризм был самодеятельной творческой лабораторией подготовки не только энтузиастов-летчиков, но и конструкторов-любителей. Лучшим примером этому могут быть имена наших знаменитых авиаконструкторов О.Антонова, А.Яковлева, С.Королева и других.

Уже в первых учебных планерах "Стандарт" в 1929 г. были применены новые, логически обоснованные схемы конструкций. О.Антонов никогда не стремился оригинальничать ради самой оригинальности. Оригинальность Антонова - неотвратимое следствие аналитического и непредвзятого и поэтому нешаблонного подхода к решению задачи. Важным направлением деятельности О.Антонова была работа над экспериментальными аппаратами. В 1933 году были созданы планеры типа "Рот-Фронт": РФ-1 ... РФ-4. Работая над созданием рекордных планеров, О.Антонов пришел к выводу о необходимости значительного повышения удельной нагрузки на крыло путем использования водобалласта.

Серия планеров ИП ("Испытание профиля") предназначалась для исследования крыльевых профилей. В 1935 г. совместно с А.Бориным был построен планер-тандем БА-1, а в следующем году планеролет ЛЕМ-2.

Серия рекордных планеров начиналась с планера "Город Ленина". На планерах, являвшихся дальнейшим развитием этой конструкции, ДиП ("Догнать и Перегнать"), "Шесть условий" было установлено несколько всесоюзных рекордов. На экспериментально-рекордньк планерах серии "Рот-Фронт" было применено свободнонесущее крыло.

Увеличение аэродинамического качества на планере РФ-7 достигнуто путем:

использования наивыгоднейших профилей крыла и оперения;
радикального изменения формы фюзеляжа, в габариты которого включены обводы фонаря;
использования наивыгоднейшего сочетания крыла с фюзеляжем;
придания посадочной лыже более обтекаемой формы.

Именно на планере РФ-7 в 1939 г. О.Клепиковой был установлен мировой рекорд дальности полета - 749,2 км.

Когда в 1937 г.Коктебель из-за его близости к берегам Турции, да и сам планеризм повсеместно "волевым" решением сверху были закрыты, О.Антонов был первым, кто ратовал за возрождение былой славы этого святого для отечественной авиации места.

Во время войны О. Антонов создает десантный планер РФ-8 (А-7). В перегрузочном варианте планер мог перевозить до 8 человек. За годы войны их было выпущено около 400 экземпляров. Это был высокоплан деревянной конструкции. Планер имел закрылки, интерцегтторы, двухколесное убирающееся шасси и приборы для ночных полетов. Полезная нагрузка А-7 составляла около 1000 кг. Такой планер за самолетом-буксировщиком ночью пересекал линию фронта, садился в расположении партизан на небольшие площадки, непригодные для посадки самолетов, и привозил оружие, медикаменты, боеприпасы. Планеры участвовали в доставке антифриза для танков при наступлении под Сталинградом, в высадке десантов в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом, в форсировании Днепра и других крупных операциях. Только во время белорусской десантной операции в июле 1943 г., несмотря на сильное противодействие ночных истребителей противника, к партизанам пробились без потерь 138 планеров с большим количеством боеприпасов.

Более 130 тысяч пилотов в 30-х годах прошли первоначальную летную подготовку на планерах О.Антонова в аэроклубах страны. Программа освоения самолета для курсантов, имевших серьезную планерную подготовку, сокращалась в несколько раз. Именно по этому пути пошла фашистская Германия, в короткие сроки подготовившая десятки тысяч летчиков.

После войны, уже в должности Главного конструктора самолетостроительного ОКБ, О.К.Антонов создает рекордный паритель А-9 (1948 г.) и двухместный А-10 (1952 г.). На этих планерах были установлены мировые рекорды дальности, скорости и высоты полета.

В 1952 г. в ОКБ, возглавляемом О.К.Антоновым, его сподвижник А.Ю.Маноцков разработал экспериментальный планер с подрессоренным крылом "Кашук". Планер с "машущими крыльями", пилотируемый ветераном планеризма, участником Коктебельских состязаний, конструктором многих планеров Я.Рудницким, увидели десятки тысяч зрителей воздушного парада в Тушино.

В 1957 г. были построены цельнометаллические планеры А-11 (паритель) и А-13 (пилотажный).

На базе планеров А-11 и А-13 были созданы мотопланеры с реактивным двигателем. На этих машинах известным планеристом Е.Литвинчевым было установлено несколько мировых рекордов в классе легких самолетов.

Венцом деятельности О.Антонова в планеризме было создание рекордного парителя А-15 (1960 г.) с максимальным аэродинамическим качеством 39 ед. На международном авиасалоне 1965 года в Париже рядом с могучим "Антеем" стоял рекордный паритель А-15.

Планеры О.Антонова всегда отличались особой красотой и отточенностью линий. Может быть потому, что в его душе жил художник.

Жизненный путь О.К.Антонова изобиловал крутыми поворотами: Саратов- Ленинград- Москва- Ленинград- Каунас- Москва- Тюмень- Москва- Новосибирск- Киев. Десять раз приходилось ему браться за новое дело, создавать коллектив единомышленников.

"Десять раз сначала". Так называется одна из книг О.К.Антонова. Романтику планерной юности он пронес через всю жизнь.

Вся история отечественного планеризма связана с именем Олега Константиновича Антонова.

Итогом 40-летней деятельности в области планеростроения выдающегося авиаконструктора, академика, лауреата Ленинской и Государственных премий, Героя Социалистического Труда Антонова Олега Константиновича было создание более 50 опытных, экспериментальных и спортивных конструкций планеров. На спортивных планерах О.Антонова было установлено 85 всесоюзных рекордов, из которых 16 превышало мировые.

"Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. Они останутся навсегда".

О.К.Антонов.

Краткая информация о Всесоюзных планерных состязаниях и слетах на г. Узун-Сырт (п. Коктебель) 1923 - 1935 гг.

1923 г. I испытания. Представлено 10 планеров, к полетам было допущено 9: А-5 К.Арцеулова, АВФ-1 М.Тихонравова, "Майори" С.Люшина, "Стриж" В.Пышнова, "Коршун" И.Толстых, "Буревестник" В.Невдачина, "Мастяжарт" С.Ильюшина, БИЧ Б.Черановского, "Макака" Н.Анощенко. Лучшие результаты: Л. Юнгмейстер на планере А-5: продолжительность полета 1 час. 2 мин. 30 сек., дальность полета 1,5 км, высота над точкой взлета 100 м.

1924 г. II испытания. Представлено 48 планеров. Председатель техкома проф. В.Ветчинкин. Всего выполнено 572 полета с общим налетом 27 час. Лучшие результаты: дальность полета - 3,86 км. (К.Рудзит), продолжительность полета - 5 часов 15 мин. 32 сек. и высота полета - 312 м (Л.Юнгмейстер). Главных призов были удостоены конструкторы планеров КПИР, "Москвич" и "Ларионыч".

1925 г. III состязания. Участвовало 40 советских и 7 немецких планеров. Выполнено 374 полета общей продолжительностью 61 час. 31 мин. Было установлено 5 мировых рекордов: продолжительность - 12 час. 6 мин. 25 сек., Шульц (Германия), дальность полета - 24,4 км, Неринг (Германия); двухместные планеры: дальность - 10 км, Л.Юнгмейстер, высота - 336 м, Л.Юнгмейстер, продолжительность полета 5 час. 30 мин. 36 сек., Хессельбах (Германия). Всесоюзные рекорды установили Арцеулов на КПИР-4 высота - 340 м и К.Яковчук на КПИР-1, продолжительность полета - 9 час. 35 мин. 15 сек.

1927 г. IV состязания. Участвовало 17 планеров. Было выполнено 674 учебных полета. Лучшим учебным планером был признан ИТ-4 И.Толстых.

1928 г. V состязания. Представлено 10 планеров, выполнено 123 полета общей продолжительностью 8 час. 17 мин. Характер работы слета - учебный.

1929 г. VI состязания. Представлено 22 планера. Выполнено 588 полетов общей продолжительностью 99 часов 19 мин. Впервые А.Юмашев на планере "Скиф" выполнил парящий полет над равнинной местностью. Установлено 4 всесоюзных рекорда: продолжительность полета - 10 часов 22 мин., В.Степанченок (планер Г-7), дальность по маршруту с возвращением к месту старта - 34,8 км, К.Венслав, высоты полета - 1520 м, А.Юмашев ("Скиф") и Д.Кошиц ("Гриф"), дальность полета - 34,6 км, Д.Кошиц ("Гриф"),

1930 г. VII состязания. Представлено 27 планеров, общее число участников 218. Выполнено 4127 полетов общей продолжительностью 100 час 26 мин. Руководитель слета С.Ильюшин. Характер работы слета - учебный. На слете были проведены сравнительные летные испытания планеров-парителей для оценки их аэродинамического качества. Лучшим среди учебных планеров был "Стандарт" О.Антонова. В группе первоначального обучения было выполнено 3495 полетов общей продолжительностью 30 час. 24 мин. Подготовлен 61 планерист. Лучший планер-паритель "Город Ленина" О.Антонова, аэродинамическое качество - 24. Лучший пилотажный планер "Красная Звезда" С.Королева. 28.10.1930 г. летчик В.Степанчонок на этом планере впервые выполнил три петли Нестерова.

1932 г. VIII состязания. Представлено 22 планера, выполнено 662 полета общей продолжительностью 761 час 44 мин. Большинство полетов выполнялось с использованием термических восходящих потоков. Было установлено несколько рекордов, превышавших мировые: продолжительность полета с пассажиром - 10 час. 56 мин. и 14 час. 48 мин., П.Головин (Ш-4), высоты полета с пассажиром - 1945 м, А.Плесков, высоты полета - 2230 м, С.Гавриш ("УПАР"), дальность полета - 43,5 км, Н.Баруздин (Г-2) и продолжительность полета с двумя пассажирами - 4 час 1 мин., В.Бородин. На слете впервые доставлен планер в буксирном полете из Москвы (Г-9 за самолетом У-2).

1933 г. IX состязания. Участвовало 65 планеров, 137 пилотов-парителей, 60 конструкторов и инженеров. На слете выполнено 1720 полетов продолжительностью 915 час. Установлено несколько рекордов: высота полета с пассажиром - 2530 м и продолжительность полета - 13 час. 17 мин., С.Гавриш (Ш-4), продолжительность полета (одноместный) - 15 час. 47 мин., С.Анохин ("УПАР"), дальность полета - 48 км, Н.Симонов.

1934 г. Х состязания. Представлено 56 планеров: из них учебных - 8, тренировочных - 8, пилотажных - 9, рекордных - 19, экспериментальных - 12. В буксировочном полете на слет доставлено 19 планеров. Состязания обслуживали 8 самолетов (Р-5, У-2, Ш-2). Выполнено 1029 полетов общей продолжительностью 910 час. 40 мин. На прочность было испытано 34 типа планера, по 56 планерам были выданы заключения о пригодности к различным видам полетов, для 37 типов планеров были рассчитаны основные аэродинамические характеристики. Проведены летные испытания пяти планеров-бесхвосток. 2.10.1934 г. С.Анохин провел испытания планера РФ-1 О.Антонова на флаттер с преднамеренным разрушением его в воздухе. Были выполнены буксировочные полеты за самолетом ночью, взлет гидропланера с моря за гидросамолетом. Проводилось зондирование шарами-пилотами атмосферы. Было установлено ряд рекордов.

1935 г. XI состязания. Представлено 70 планеров, из которых 27 - новой конструкции, Общий налет составил 866 час. 17 мин. Был выполнен беспосадочный перелет планера Г-14 (пилот К.Венслав) за самолетом-буксировщиком П-5 из Москвы в Коктебель протяженностью 1524 км за 10 час. 30 мин. В течение полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера-цистерны. Было установлено несколько всесоюзных рекордов, превышавшие мировые. После XI слета все мировые рекорды продолжительности полета стали принадлежать советским планеристам.

Краткая биографическая справка

Можайский Александр Федорович (1825-1890) - исследователь и изобретатель. В 1876 г. построил змей-планер, на котором дважды поднимался в воздух на буксире за тройкой лошадей. В 1881 г. получил "привилегию" на свой "воздухоплавательный снаряд" -первый в России патент на летательный аппарат. В 1883 г. завершил сборку самолета, который стал первым натурным самолетом, доведенным до стадии летных испытаний.

Лилиенталь Отто (1848-1896) - немецкий инженер, один из пионеров авиации. В 1889 г. опубликовал книгу "Полет птиц как основа искусства летать". С 1891 г. летал на балансирных планерах собственной конструкции. Общий налет около 5 часов. В 1896 г. погиб при выполнении очередного полета. О.Лилиенталь сыграл значительную роль в развитии авиационных исследований во многих странах.
Жуковский Николай Егорович (1847-1921) - ученый в области механики, основоположник современной аэрогидродинамики. Основатель и первый руководитель ЦАГИ. Жуковский заложил основы единой научной дисциплины - экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первая работа "О парении птиц", в которой исследуется механизм парения с набором высоты, была выпущена им в 1891 г.

Арцеулов Константин Константинович (1891-1980) - летчик-испытатель, один из основателей отечественного планеризма, художник. Первый планер построил в 1904 г. На своей третьей конструкции А-3 в 1908 г. сделал несколько полетов. В 1910 г. самоучкой научился летать на самолете. На следующий год получил международный диплом пилота ФАИ (бреве) №45. Участник I Мировой войны, на фронтах которой за храбрость получил 5 орденов. Осенью 1916 г. в небе над аэродромом Севастопольской летной школы впервые в мире К. Арцеулов преднамеренно ввел самолет в штопор и вывел в горизонтальный полет. По его инициативе этот элемент пилотажа был включен в программу обучения летчиков. В 1923 г. был одним из организаторов I Всесоюзных планерных испытаний на г. Узун-Сырт в п. Коктебель. Участник первых полетов на аэрофотосъемку и ледовую разведку в конце 20-х годов.

Антонов Олег Константинович (1906-1984) - авиаконструктор, академик. Под руководством О.К.Антонова разработано более ста типов и модификаций самолетов различного класса и назначения от многоцелевого Ан-2 до самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 "Руслан". Свыше полутора тысяч самолетов "АН" экспортировано в 42 страны мира. Всего построено более 22000 самолетов. На самолетах "АН" установлено более сотни мировых рекордов. О. К. Антонов самый плодовитый конструктор в области планеризма, с его именем связана вся история отечественного планеризма.
Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством С.В.Ильюшина разработаны самолеты Ил-2 и Ил-10, составившие основу штурмовой авиации страны во время Великой Отечественной войны, бомбардировщики, пассажирские самолеты, а также ряд опытных и экспериментальных самолетов. С.В.Ильюшин был руководителем первых Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле, на протяжении десяти лет руководил планеризмом в стране.

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.С.Яковлева созданы массовые учебные самолеты УТ-2, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Истребители "Як" отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и маневренности. А.Яковлев один из создателей первых реактивных самолетов, первого сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28, первого самолета вертикального взлета и посадки Як-36, учебных и спортивных самолетов; пассажирских; ряда опытных и экспериментальных самолетов. А.С.Яковлев участник состязаний в Коктебеле со своими планерами АВФ-10 и АВФ-20.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.Н.Туполева создано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших самолетостроительные ОКБ. В их числе В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов, В.А.Чижевский, А.А.Архангельский, М.Л.Миль. Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, специальные рекордные и морские самолеты. С 1908 г. А.Туполев член воздухоплавательного кружка. Первые полеты на планере совершил в 1910 г.
Королев Сергей Павлович (1907-1966) - ученый, Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики, академик, пилот. В 1924 г., будучи студентом КПИ, участвовал в постройке планеров, продолжил в Москве после перевода в МВТУ. С 1927 года неоднократно участвовал во Всесоюзных слетах в п. Коктебель. В 1930 г. на планере С.Королева СК-3 "Красная звезда" впервые в истории

Грибовский Владислав Константинович (1899-1977) - летчик и авиаконструктор. Под руководством В.Грибовского создано 20 типов самолетов и 17 учебно-тренировочных и спортивных типов планеров, на которых было установлено ряд мировых рекордов. Участник нескольких состязаний в Коктебеле как конструктор, пилот и председатель технического комитета.

Черановский Борис Иванович (1896-1960) - авиаконструктор, с 1922 года занимался конструированием и постройкой планеров и самолетов типа "летающее крыло". На самолете-бесхвостке БИЧ-11 впервые был установлен ЖРД. Испытания проводил С.Королев. Из-за недоведенности ЖРД в полетах он не включался. Участник многих Коктебельских состязаний.

Шереметев Борис Николаевич - конструктор планеров, участник многих состязаний в Коктебеле. На планерах Ш-5 было установлено ряд достижений, превышавших мировые. Планеры Ш-5, Ш-10, Ш-18 строились серийно.

Анохин Сергей Николаевич (1910-1986) - заслуженный летчик-испытатель, полковник, заслуженный мастер спорта, Герой Советского Союза. Проводил испытания самолетов на перевернутый штопор, взлет Миг-19 с катапульты, самолета на флаттер, на штопор тяжелых самолетов. Окончил Высшую летно-планерную школу в Коктебеле. Установил ряд рекордов на горе Узун-Сырт.
Кошиц Дмитрий Александрович (1902-1944) - летчик-испытатель, планерист. В 30-х годах испытывал автожиры. На Коктебельских состязаниях установил несколько мировых рекордов. Погиб в авиационной катастрофе.

Степанчонок Василий Андреевич (1901-1943) - летчик-испытатель. Проводил гос. испытания истребителей конструкции А.Туполева и Н.Поликарпова. Положил начало внедрению высшего пилотажа на планерах. В 1930 г. впервые в мире выполнил петлю Нестерова на планере. Руководил летной частью ряда Коктебельских состязаний. Конструктор авиетки С-1. Погиб в испытательном полете на одной из модификаций самолета И-185. На предшественнике этого самолета погиб В.Чкалов.
Расторгуев Виктор Леонидович (1910-1945) - летчик-испытатель. Окончил Высшую летно-планерную школу. Провел летные испытания на перевернутый штопор Як-3, особо сложные испытания истребителей Як на флаттер. Участник нескольких состязаний на г. Узун-Сырт. Установил ряд Всесоюзных и мировых рекордов на продолжительность и дальность полета. Погиб при испытании самолета Як-3 с ракетным двигателем.

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988) - летчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. В 1937 г. вместе с М.Громовым и С.Данилиным совершил перелет Москва- Сев. Полюс- Сан Джансито (США). Участник слетов в Коктебеле. Одним из первых пилотов начал осваивать парящие полеты над равниной. Конструктор планера Ю-1.

Головин Павел Георгиевич (1909-1940) - полярный летчик, Герой Советского Союза. Участвовал в ледовой разведке, проводке судов в Арктике, высадке полярной экспедиции И.Папанина. Первым пролетел над Северным полюсом. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета (14 часов 42 мин. 25.10.1932 г.). Погиб при испытании самолета.
Раценская Маргарита Карловна (р.1913 г.) - пилот, заслуженный мастер спорта, окончила ВЛПШ. Установила несколько всесоюзных рекордов продолжительности полета, один из них - 15 часов 39 минут, превышал мировой. В послевоенное время на протяжении 17 лет возглавляла Федерацию планерного спорта, Судья международной категории.

Сухомлин Иван Моисеевич (р.1911 г.) - заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Испытывал самолеты И.Четверикова., Г.Бериева, А.Туполева (на АНТ-44 и ТУ-104 установил 17 мировых рекордов). Проводил испытания многих самолетов на критические режимы: сваливание, флаттер, бафтинг, взлеты с отказом двигателя. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета- 38 часов 10 минут.

Минов Леонид Григорьевич (1898-1978) - летчик, планерист, парашютист. Один из зачинателей парашютизма и организаторов ВДВ, руководитель слетов в Коктебеле. Награжден почетным дипломом П.Тиссандье (ФАИ).

Таблица международных рекордов класс D (планеры), по состоянию на октябрь 1997 г.

Наименование рекорда:
Мужчины:
Женщины:

Открытая дальность
1460,80 км H.W.Grosse (Германия) ASW12 Европа 1972 г.
949,70 км К.Karel (В.Британия) LS-3 Австралия 1980 г.

Дальность полета до назначенного пункта
1383,00 км G.Herbaud, J.N.Herbaud (Франция) ASH25 Европа 1992 г.
953,43 км J.Shaw (США) Nimbus-2 Сев.Америка 1990 г.

Дальность полета с возвращением к месту старта
1646,68 км Т.Knauff (США) Nimbus-3 Сев.Америка 83
1127,68 км D.F.Grove (США) Nimbus-2. Америка1981

Дистанция замкнутого треугольного маршрута
1400,19 км К.Holighaus (Германия) Nimbus-4 Южн.Африка 93
928.29 км H.Zejdova (Чехия) LAK-12 Австралия 1997

Свободная дистанция через три поворотных пункта
2049,44 км T.R.Telore (Нов.Зеландия) ASW20 Нов.Зеландия 1994
1025,10 км H.Zejdova (Чехия) Nimbus4DM Австралия-97

Свободная дистанция с возвращением к месту старта
1261.65 км J.F.Good (США) Discus CS Сев.Америка 1997 г.
860,46 км H.Zejdova (Чехия) Nimdus-4DM Австралия-97

Скорость на 100 км треугольном маршруте
217,41 км/ч J.M.Payne (США) Discus-А Сев.Америка 1997
147,01 км/ч LCasper, A.Machinek Герм. DG-500M Намибия-96

Скорость на 300 км треугольном маршруте
176.99 км/ч В.Bbnzli (Швейцария) DG-400 Южн.Африка 1985
143,90 км/ч S.P.Beatty (Ю.Африка) ASW20B Ю.Африка-90

Скорость на 500 км треугольном маршруте
171,10 км/ч H.W.Grosse, J.Hacker (Герм.) ASH25T Австралия 1990 г.
135,38 км/ч H.Zejdova, N.Ishikawa Nimbus4DM Австралия-97

Скорость на 750 км треугольном маршруте
161,33 км/ч H.W.Grosse, K.Grosse (Герм.) ASH25 Австралия 1988 г.
131,39 км/ч H.Zejdova, E.Ashby (Австрл.) Nimbus4DM Австралия 97

Скорость на 1000-км треугольном маршруте
169,72 км/ч Н.Н.Fischer (Германия) Ventus Южн.Африка 1995 г.
-

Скорость на 1250 км треугольном маршруте
143,46 км/ч H.W.Grosse, H.H.Kohlmeier (Германия) ASH25 Австралия 1987 г.
-

Абсолютная высота, м
14938 м R.R.Harris (США) Grob G102 Сев.Америка 1986 г.
12637 м S.Jackintell (США) G102 Astir CS Америка-79

Выигрыш высоты, м
12894 м P.P.Bikle (США) SGS1-23E Сев.Америка-61
10212 м Y.M.Loader (H.Зеландия) Nimbus-2 Нов.Зеландия-88<

Источник: http://www.paravia.ru/

Категория: Что такое планеризм | Добавил: napTu3aH (24 Апр 2007) | Автор: Н. Калашников
Просмотров: 5976 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РадиоЭфир

Автообновление 30 сек


Поиск

Планерист.ру - 2007 by napTu3aH
Хостинг от uCoz